пятница, 3 мая 2019 г.

Игра престолов 8 сезон разбор сериала


   
                                        

.ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

«Игру престолов» в первый раз посмотрел в 2015 году и скажу честно, тогда она не произвела на меня впечатления. В том году я пересмотрел ее повторно и изменил свое мнение.

Итак, сериал фентези, точнее квазиисторическое фентези с минимумом магии  и волшебства, но большими объемами квазиистории, интриг и философии. 
Сразу скажу, что самое интересное в сериале и в этом заключается его глобальное отличие от «Властелина колец», что в нем полностью отсутствует морализм и дуалистическое (полярное) восприятие мира и представление самой вселенной как двух лагерей: добра и зла. Во-первых лагерей в сериале «Песнь льда и пламени» очень много! По моим прикидкам 12 сформировавшихся и примерно столько же атрофированных или неразвитых. Во-вторых найти среди них «отрицательный»  или «положительный» лагерь – невозможно. Они все примерно стоят друг друга, и разница между добром и злом состоит тут только в том кто победит. Тот, кто побеждает, определяется участниками событий как условное «добро», тот, кто проигрывает – приписывается к «злу». 

Я бы обозвал каждый сезон сериала такими названиями:
1. Первый – Расследование Эддарда Старка (или «Расследование Нэда»), которое и дает спуск всем последующим событиям. Сезон Нэда. 
2. «Сезон Баратеонов» – весь сезон крутится вокруг мести клана Баратеонов и их очень умного и во всех отношениях достойного лидера Станниса Баратеона Ланнистерам за смерть своего брата и короля Роберта. В финале Станнис терпит поражение в битве у Черноводной.
3. «Сезон Старков» – этот этап заключает в себе эпопею с армией клана Старков, мстящим Ланнистерам за смерть Эддарда Старка, ее лидером Роббом Старком и его умной матерью Кейтилин Старк. В финале почти все старки, кроме Сансы и Арии погибают под мечами Ланнистеров и Фреев на «Кровавой свадьбе». 
4. «Сезон Ланнистеров» - самый вялый из всех сезонов. Начинается он со смерти Джеффри Баратеона (в действительности Ланнистера), а заканчивается судом над Тирионом Ланнистером (неправедно обвиненным в смерти Джеффри) и смертью его отца Тайвина Ланнистера. После чего клан Ланнистеров можно считать сломленным и в дальнейшем все надежды этого клана только на интеллект дочери Тайвина Серсеи ее способностей управлять и удерживать власть. 
5. «Сезон переформирования сил» - этот сезон сложно как-то обозначить, потому что в нем нет ни одного явного лидера, но происходит полная и окончательная трансформация всех лагерей (Ланнистеров, Таргаринов, Застенья, Старков и Болтонов). Каждый клан постепенно решает свои проблемы, уничтожая своих мелких врагов и подчиняя себе территории. Каждый клан в итоге к концу сезона набирает исходные для решающей битвы силы. Но самое главное событие происходит за Стеной, где неодолимую власть забивает себе Король ночи и его армия мертвецов.
6. «Сезон Воробейшества» - основные события разворачиваются в Королевской гавани (столицы Семи королевств) и крутятся вокруг стремительного возвышения и столь же стремительного моментального краха клана религиозных фанатиков во главе с Его Воробейшеством. Вообще этот сезон мой любимый, и собственно именно он и подвиг меня на повторный просмотр всего сериала с самого начала. Религиозные фанатики постепенно захватывают всю Королевскую гавань, блокируют, а потом пытаются предать суду Серсею Ланнистер, но в итоге хитроумной и многоходовой комбинационной игры терпят от нее сокрушительное поражение и крах. Это самый драматичный и увлекательный сезон!
7. «Сезон Дейенерис Таргариен» - начинаются события с прибытия на материк копившейся почти шесть сезонов великой армии Таргаринов, а заканчивается гибелью одного из трех драконов Дейенерис и прорывом Великой Стены силами Короля ночи.

Итак, что общего в каждом сезоне? 
В каждом сезоне, кроме шестого есть определенный лидер, который доминирует в нем на протяжении всего сериала и в итоге терпит поражение. Соответственно:
1 – Эддард Старк
2 - Станнис Баратеон
3 - Кейтилин Старк (жена Эддарда Старка) и ее сын Робб Старк 
4 - Тайвин Ланнистер
5 - (лидера нет, идет переформирование сил и всех лагерей)
6 – Его Воробейшество
7 - Дейенерис Таргариен

Относительно пятого сезона там конечно нет никакого лидера, но зато есть постепенно выросший в трех предыдущих сезонах как личность Рамси Болтон. Уникальность этого харизматичного персонажа в том, что на мой взгляд впервые в истории фентези-сериалов удалось дать образ «совершенного подонка». Рамси Болтон показан как человек полностью лишенный тормозов или каких-то ограничений совестью. Для него все правильно, что ему полезно: любая жестокость, любой цинизм и любое предательство. Он подан антиподом Джону Сноу, который в любой ситуации руководствуется «голосом разума и совести», даже когда это следование идет вразрез с его собственными интересами. Таким образом, противостояние между Рамси Болтоном и Джоном Сноу можно рассматривать как конфликт абсолютного негодяя и незадачливого праведника. Удивительно, почти невероятно, но побеждает в итоге именно Джон Сноу, хотя все карты на руках были именно у Болтона!   

То есть, происходит словно постепенное раскладывание пасьянса, а потом сбрасывание его и перетасовывание колоды карт. В итоге создается полная (можно сказать абсолютная!) непредсказуемость сюжета, и общая картина в которой просто нельзя предположить или вычислить окончательного лидера, победителя этой нескончаемой гонки за власть. Кланы, терпящие поражение в одном сезоне, постепенно накапливают их в последующих, а потом внезапно обретают силу, становясь снова участником главных событий. Доминирующие в начале – терпят поражение в конце. Это вторая уникальная особенность всего сериала. 
В каждом сезоне есть свой несомненный лидер, но второстепенные персонажи не теряют время, а двигаются по спирали событий вверх и вниз, то набирая силу, то теряя ее. Определить, таким образом, какая часть мира «Льда и Пламени» возьмет вверх, а какая падет вниз тоже невозможно. Под влиянием тех или иных сил все может поменяться в любой момент времени.

Кланы (лагеря) присутствующие в сериале «Игра Престолов». 
Доминирующие, обладающие способностью взять власть над миром:

Основные участники гонки:
1. Старки (с них собственно сериал и начинается, они доминирующий по сюжету клан)
2. Ланнистеры (самые умные и доблестные терпят самое сокрушительное поражение)
3. Таргариены (состоит из одного представителя - Дейенерис Таргариен)
4. Баратеоны (клан, где борьба происходит постоянно внутри самого себя)

Вспомогательные участники:
5. Клан Тиреллов (эти перехитрили всех, кроме самой смерти в итоге и поплатились за хитрость)
6. Клан Болтонов (этих погубила собственная жестокость)
7. Клан Грейджоев (этим все нипочем) 
8. Клан Мартеллов (эти все время в тени)

Это все кланы и четко сформулированные лагеря, которые претендуют на власть в Семи королевствах и на Железный трон. Четыре первые силы – основные игроки, четыре последующих силы – резервные (на подхвате)

Силы, обладающие не меньшими возможностями, но не претендующие никак на Железный трон:

1. Дотракийцы (без вожака просто дикари)
2. Работорговцы (после потери «безупречных» им стало тяжело)
3. Одичалые (жители Застенья, убегающие от наступающей Зимы). К ним можно добавить и «Ночной дозор», как один из элементов, связки «Стена-застенье»
4. Белые ходаки (Иные) и их армия зомби (эти могут установить «мир во всем мире», если их не остановить силой)

Эти четыре силы создают общий фон событий и являются косвенными игроками. Их не видно в интригах и нет в противостоянии кланов. Но опираясь на них можно обрести рычаг для решающего поворота событий в свою пользу. К концу шестого сезона обладателем такого рычага становится Дейенерис Таргариен. Собственно имея у себя армии «безупречных», дотракийцев и трех драконов она могла легко в начале седьмого сезона захватить и Королевскую Гавань и всю страну, но слушая удивительные и очень «мудрые» советы своей десницы Тириона Ланнистера не делает это, а медлит, теряет союзников, изматывает армию и решает второстепенные задачи. В итоге теряет одного из трех драконов. Если в начале сезона ее победа просто не вызывают никаких сомнений, то в конце она под большим вопросом, поскольку Дейенерис Таргариен приходится столкнуться с «анти рычагом» событий – Белыми ходаками и превратившимися в их армию Одичалыми. В итоге «рычаг +» и «рычаг-» дают нам «ноль». Можно сказать, что благодаря советам Тириона и своим собственным ошибкам Дейенерис практически обнулила свои шансы на Железный трон. 


Сериал «Игра престолов», базирующаяся серии романов «Песнь льда и пламени» по сюжетности (непредсказуемости финала, комбинации внутренних событий, приводящих к финалу) существенно превосходит серию Толкиена «Властелин колец» и намного сильнее даже «Дюны» Фрэнка Герберта. 
Почему?
1. В «Песнь льда и пламени» - полностью отсутствует моральная точка зрения на события самого автора. Для него все равны и все одинаково правы или не правы. Каждый имеет право на конечную победу. В отличие от дуалистического мира «Властелина колец» или близкого ему мира «Дюны».
2. Количество кланов (лагерей) тут минимум 8 (это столько я насчитал)+ четыре силы, обладающие возможностями рычага. Все эти 12 сил находятся в непрерывном движении и постоянной полной взаимосвязи (бурлении событий) в отличие от крайне статичных орков, хобиттов и эльфов у Толкиена. 
3. Действия всех кланов полностью и 100% логичны, как следствие можно делать прогнозы и предсказания насчет развития событий в следующих сезонах. Например, можно было вполне предсказать и крах Станниса Баратеона, и возрождение Старков, и ослабление Ланнистеров, и даже смерть Джеффри Баратеона и остальных детей Серсеи. Также несложно предсказать, что рано или поздно Дейенерис Таргариен захватит на противоположном континенте всю власть, подчинит себе и дотракийцев и работорговцев, а в итоге станет самой доминирующей силой в мире. Несложно было предсказать и триумф Короля ночи в Застенье. 
4. Сериал обладает небывалым уровнем драматизма. Интеллект, жестокость, правильный или неправильный выбор -  все дает немедленные результаты в виде триумфа или поражения, победы или гибели. Даже если кто-то подлостью или обманом добился какого-то кратковременного успеха, потом он может за этот обман жестоко расплатиться, как случилось с Фреями. Все слезы – натуральные, вся кровь – настоящая. 

Сильные стороны сериала:

1. Абсолютная сюжетная непредсказуемость, способность затянуть зрителя почти с любого места.
2. Прекрасная озвучка и великолепно подобранные мелодии.
3. Безупречная актерская игра! Все играют самих себя или так это воспринимается зрителем. Ни одного актерского провала или халтурной работы. Эмоции все настоящие, диалоги продуманные, поведение персонажей  - естественное (по большей части).  

Недостатки сериала (но не книги!)

1. Крайне слабые батальные сцены. Удивительно, но батальные сцены в этом сериале, ключевые в целом для него выглядят неубедительно, а часто фантазийно и непродуманно. Даже шикарная сцена битвы дотракийцев и ланнистеров портится непониманием режиссером самой тактики противостояния конницы и пехоты. 
2. Все-таки есть явное подыгрывание двум персонажам, которое выделяется на остальном практически безупречном фоне: Дейенерис Таргариен и Джону Сноу.

В сериале «Песнь льда и пламени» приведены следующие приемы (ну так их можно обозначить): 

1. Экономическая модель мира.

Ни в «Властелине колец», ни в «Звездных войнах» нет ни малейшего намека на понимание того, на чем держатся эти миры с точки зрения экономики. Как они функционируют, за счет чего живут орки, хоббиты или эльфы, где получают зарплату джидаи - все дается на уровне «тема опущена». В «Дюне» Фрэнка Герберта и в «Мире реки» Филипа Хосе Фармера такие модели присутствуют и там объяснены все экономические связи каждого из кланов и функционирование этих связей друг с другом. Точно также такая модель есть и в сериале «Песнь льда и пламени» причем и для материка Вестерос, и отдельно для материка Эссос и для всего мира в целом. Все кланы четко регулируют свои товарно-денежные отношения, и конструкция их дана в законченной расшифровке. 

2. Группы персонажей.

Тоже интересный фактор, а именно персонажи сериала четко разбиты на группы (кланы) и конфликты идут как внутри групп, так и между самими группами. Такой прием присутствует во множестве исторических романов, и использовался Дюма, Львом Толстым, Драйзером и многими другими. Но наиболее четко он проглядывается в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова, там есть несколько групп: «свита Воланда», «писатели», «варьете», «люди улицы» (управдомы, милиционеры, чекисты и т. д.) и «жители Иерушалайма». Что это дает роману? Достоверность, эффект присутствия читателя внутри конструкции самого сюжета. Иная схема линейная: главные герои – второстепенные. Для больших фантастических сериалов или исторических романов она крайне неудобная. Не случайно Лев Толстой на вопрос «кто же в вашем романе главный герой?» ответил «народ». 

3. Следующий прием можно определить как «кольчуга сюжета». 

В обычном романе, как правило, 1-2 сюжетных линии (вот наши герои родились – живут – умерли). В «Песнь льда и пламени» их порядка 20! Там происходит одновременно действие на двух континентах Вестеросе и Эссосе и во множестве уголков этих континентов одновременно. Все события развиваются синхронно и параллельно, причем переплетаются в жесткую структуру. 
Как это сделано?
Прием Джорджа Мартина можно обозвать «кольчугой сюжета», а функционирует она так: все сюжетные линии идут как бы под уклоном (непрерывная угроза падения в обрыв линии) и равномерно с помощью перемещающихся между ними персонажей переплетаются в общее для всего произведения полотно. Точно такой же прием был использован Львом Толстым в «Войне и мире», а Морисом Дрюоном в серии «Проклятые короли». 
Персонаж появился в одном мире, в котором идет одна сюжетная линия, пообщался там с кем-то – переплыл в другой мир уже на другую сюжетную ветку. Он может на этой ветке погибнуть или переместится дальше или вернуться обратно, но его тут же на прежней линии заменит иной персонаж, а все сюжетные линии продолжают свое непрерывное синхронное движение.
Частично такой прием использовался и во «Властелине колец», но там он не достаточно ярок и выпукл. 

4. Еще крайне интересным приемом мне показались моралистические вставки. 

Сам роман предельно аморален и отношение автора ко всем своим персонажам предельно нейтральное. Джорджу Мартину условно говоря безразлично кто победит! Тут нет «добра» и «зла». Тот, кто завоюет мир тот и будет в конечном итоге прав. Но! 
Если бы все было только так, то эпопея не вызывала бы у зрителя прямого эмоционального контакта и эффекта сопереживания. Мартин решил эту проблему добавив в текст эмоциональных персонажей (Арья Старк, Пес, Нэд Старк, Вонючка, Ходор, конечно Тирион Ланнистер и другие), а также наложил на текст моральные последствия выбора людей и их ошибки. Грубо говоря, каким бы стал мир, если бы Нэд Старк не был так упрямо благороден, если бы Арья Старк не прошла все свои испытания и если бы Ходор не удержал бы дверь?! И что бы стало если умнейший и мудрый во всех остальных делах, Тайвин Ланнистер, сумел бы понять своего сына карлика Тириона и убедить того быть на своей стороне? Вот эти моменты, заставляющие задуматься, являются великолепными моралистическими вставками, удерживающими читателя (зрителя) в эмоциональном контакте с эпопеей. 

Разберем далее механизм эпопеи в связке серия романов – видео сериал на анализе четырех основных составляющих:

1. Внешний фон событий и экономическая модель мира.
2. Персонажи сериала и их характеры (группы и индивидуально).
3. «Кольчуга сюжета» и сквозные линии.
4. Общая идея сериала и моралистические (гуманистические) вставки.






1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.